Консультация оценщика-независимая оценка имущества.
Поскольку логистический процесс постоянно связан с перемещением грузов, то здесь всегда существует риск повреждения транспортируемого товара, причем повреждения могут быть нанесены и при грузоперевозке, и при погрузке-разгрузке, и при хранении, и при внутрискладских операциях. Анализируя данный перечень логистических операций мы сможем сразу указать участников этих процессов, которые потенциально могут стать сторонами в конфликте интересов при повреждении груза. Сюда относятся: грузоотправитель, грузополучатель, грузоперевозчик, оператор логистического центра и страховая компания. В каждом конкретном случае отношения между участниками логистического процесса регулируются своими договорами, и основой возникновения конфликтов является либо несовершенство договорных схем и условий, либо недобросовестность какого-либо партнера.
Если груз застрахован, то, при повреждении груза, сторонами конфликта могут стать грузополучатель и страховая компания. Конечно, если страхователем груза выступала иная сторона, то и она может быть стороной в конфликте. А если груз вообще не был застрахован, то возместить ущерб должна сторона, ответственная за причинение ущерба, но мы рассмотрим конфликт грузополучатель-страховая компания, как типовой конфликт интересов. Сутью этого конфликта всегда является определение размера ущерба и размера страховой выплаты. Особую остроту этот конфликт может принять, если договор страхования предполагал наличие франшизы, то есть удержания части риска повреждения груза на ответственности страхователя. Ведь при страховании без франшизы спор может идти только о величине выплаты (больше-меньше), но если в договоре страхования есть франшиза, то, при недобросовестной оценке ущерба, этот пункт договора может служить основанием для отказа в выплате вообще.
Единственным разумным выходом в этой ситуации будет проведение независимой оценки поврежденного имущества и расчета причиненного ущерба на основе данных отчета об оценке. В своем отчете независимый оценщик определит рыночную стоимость поврежденного имущества, а рыночная стоимость, согласно определению данному в "Законе об оценочной деятельности в РФ", - это наиболее вероятная цена, по которой это имущество может быть продано на рынке. Ущерб, подлежащий возмещению, будет равен страховой стоимости имущества минус текущая рыночная стоимость поврежденного имущества, если договор страхования не содержит иных условий, например, полного возмещения страховой стоимости и перехода права собственности на поврежденное имущество к страховой компании в порядке регресса.
Отчет об оценке имущества - это особый документ. Во-первых, он является документом доказательственного значения, это положение зафиксировано в упомянутом Законе об оценочной деятельности в РФ, то есть отчет - это доказательство величины стоимости имущества, которое принимается в судебных и административно-исполнительных инстанциях. Во-вторых, все выводы отчета считаются верными, пока в судебном порядке не доказано иное. Это особое юридическое положение отчета об оценке всегда дает преимущества стороне спора, которая в своих заключениях о стоимости имущества опирается на отчет об оценке, а не на иные экспертные суждения, например, заключение страховой компании.
Но определение величины ущерба не является единственным содержанием конфликта. Важной частью урегулирования конфликта является определение причин, повлекших повреждения, и установление ответственной стороны. Здесь роль оценщика значительно скромнее, мы не определяем причины повреждений, мы только фиксируем характер повреждений, описываем и классифицируем их, фотографируем поврежденные объекты. Но наши документированные свидетельства, о проведенном осмотре груза, являются доказательством факта причиненного ущерба и принимаются в суде, как доказательство по делу.
Часто случаются ситуации, когда сам отчет об оценке не нужен, или пока не нужен, но необходимо срочно осмотреть груз, установить и зафиксировать факт причинения повреждений. Будем откровенны, грузополучатель, являясь компетентным участником рынка в своем секторе товаров, чаще всего, сам хорошо представляет какова величина ущерба. Но осмотр поврежденного товара нужен по следующим причинам. Во-первых, Вы сразу документируете факт повреждений. Непонятно, как будут дальше развиваться события, заплатит страховая компания, или начнет затягивать, но у Вас уже есть на руках документ (акт осмотра груза независимым оценщиком), который может быть использован в суде или в дискуссии с представителями страховой компании. Во-вторых, если понадобиться отчет об оценке, то оценщик сможет его сделать и через месяц и через два, а если отчет не понадобится, то Вы просто сэкономите деньги, написание отчета услуга достаточно дорогая. Многие компании, занимающиеся оптовой торговлей легкоповреждамым товаром, чаще всего это бытовая техника и электроника, всегда приглашают независимого эксперта для осмотра прибывшего груза. Такая схема работы позволяет очень оперативно решать все вопросы, связанные с повреждением товаров, но она экономически целесообразна только для легкоповреждаемых грузов.